Психомоторное развитие новорожденного

Этапы развития вашего ребенка и стратегии его поддержки

https://www.chicco.ru/dw/image/v2/BJJJ_PRD/on/demandware.static/-/Sites-Chicco-Russia-Library/ru_RU/dw3e15b501/site/13-Consigli/Articoli/Sviluppo/Sviluppo psicomotorio/sviluppo psicomotorio del neonato.jpg

В течение первых месяцев жизни новорожденные проходят быстрый процесс психомоторного развития, в ходе которого они начинают знакомиться со своим телом, окружающей средой и своими эмоциональными эталонами. Этот процесс включает в себя широкий спектр сенсорных, двигательных, когнитивных, реляционных и социальных навыков, каждый из которых имеет решающее значение для роста и развития ребенка.


В этой статье мы вместе рассмотрим основные этапы психомоторного развития новорожденного, а также факторы, которые на него влияют, и наилучшие стратегии его поддержки.

Фазы или стадии психомоторного развития

Хотя выражение «стадии психомоторного развития» по-прежнему широко используется, сегодня мы предпочитаем говорить о фазах психомоторного развития. Эта терминология позволяет более гибко понимать сроки созревания и методы приобретения навыков, признавая уникальность каждого новорожденного. На самом деле развитие каждого ребенка уникально и на него влияют генетические и экологические факторы, такие как связь с родителями и жизненный опыт.


Стадии психомоторного развития представляют собой основные моменты, в течение которых ребенок приобретает навыки, следуя универсальной последовательности, направляемой созреванием центральной нервной системы. Понимание и распознавание этих стадий крайне важно для выявления любых отклонений в развитии и своевременное вмешательство, обеспечивая тем самым адекватную поддержку и здоровое развитие ребенка.


В целом, на первом году жизни чаще всего рассматриваются четыре стадии развития:

  • 0-3 месяца;
  • 3-6 месяцев;
  • 6-9 месяцев;
  • 9–12 месяцев (однако эта фаза психомоторного развития может продолжаться до 18 месяцев).

Оценку психомоторного развития проводит педиатр. Это делается с помощью шкалы оценки поведения младенцев (NBAS), созданной Берри Бразелтоном в 1973 году.


Несмотря на это, роль родителей является основополагающей. Они активно участвуют в наблюдении, стимуляции и понимании поведения новорожденного, а также вносят необходимые коррективы.

Какие факторы влияют на психомоторное развитие новорожденного?

На психомоторное развитие новорожденного огромное влияние оказывает качество взаимоотношений со взрослыми и окружающей средой. Когда эти взаимодействия положительны и контекст роста благоприятен, ребенок может без проблем продвигаться на различных этапах развития.


Именно по этой причине взрослые играют решающую роль, направляя и поддерживая его, всегда уважая его время и поощряя его на пути обучения. Только так, по сути, можно будет способствовать не только правильному психомоторному развитию, но и формированию самооценки.


Например, взрослые могут способствовать развитию мышечной массы шеи и туловища, которая необходима для того, чтобы ребенок научился сидеть, а затем ползать, поощряя его лежать на животе и играть, а также предлагая поддержку на ранних этапах обучения сидению. Достижение этой способности представляет собой важную веху в двигательном развитии новорожденного, обеспечивая большую самостоятельность движений и способствуя исследованию и развитию мелкой моторики, то есть способности совершать точные движения руками благодаря координации между глазами и руками и независимому использованию пальцев.

Психомоторное развитие новорожденных от 0 до 6 месяцев

В течение первых 6 месяцев жизни новорожденный переживает ряд важных достижений в психомоторном развитии. К ним относятся контроль мышц головы, развитие координации движений рук, глаз и рта, а также принятие полусидячих поз, которые предполагают способность сидеть самостоятельно.


Хотя каждый новорожденный уникален, в целом его развитие будет проходить в следующие фазы:


  • Стадия 0–3 месяца: В первые три месяца жизни новорожденного необходимо держать на руках и поддерживать во время его повседневных занятий. Фактически, он пока не способен контролировать свои позиции автономно. По этой причине важно обращать внимание на выравнивание и устойчивость всего тела, а не только головы. Его также необходимо сдерживать и поддерживать тесный контакт с матерью и взрослым, о котором он говорит. В целом, на этом этапе психомоторного развития переноска-кенгуру является весьма полезным приспособлением для поддержки и ношения новорожденного. Однако при использовании детской коляски или прогулочного блока рекомендуется использовать ограничитель, который поддерживает положение тела в ровном положении. С другой стороны, купание и массаж дарят чрезвычайно ценный сенсорный и коммуникативный опыт.


  • Этап 3–6 месяцев: в этот период новорожденный демонстрирует значительный прогресс в психомоторном развитии. У него повышается интерес к окружающему миру, координация движений рук, глаз и рта, а также способность взаимодействовать с людьми и предметами: он может играть в простые интерактивные игры, поворачивается к говорящему или поющему человеку, реагирует на свое изображение в зеркале. Кроме того, вы укрепляете контроль над головой и верхней частью туловища, улучшаете равновесие в горизонтальных положениях и начинаете принимать полусидячую позу. Поэтому это идеальное время для знакомства с первыми игрушками и развития мелкой моторики, продолжая поддерживать ребенка в полусидячем или полулежачем положении.

Психомоторное развитие новорожденных от 6 до 12 месяцев (и старше)

Начиная с 6-месячного возраста новорожденный переживает настоящую революцию в своем психомоторном развитии. Всего за несколько месяцев он прошел путь от самостоятельного сидения до первых самостоятельных шагов, всегда с поддержкой родителя, стены или специальных игрушек. Таким образом, он начинает самостоятельно исследовать мир.


Давайте рассмотрим характеристики следующих двух фаз:


  • Этап 6–9 месяцев: шестимесячный ребенок достигает важных этапов развития моторики, таких как умение сидеть самостоятельно и первые исследовательские движения в окружающем пространстве. В этот период также развиваются навыки манипуляции и мелкой моторики, например, способность есть пальцами (указательным и большим). В 9 месяцев ребенок должен достичь вертикального положения. Кроме того, на этом этапе ребенок начинает активно участвовать в эмоциональной последовательности (например, он способен получать удовольствие от ощущения себя причиной события) и различать различные фазы одной и той же эмоции. На социальном уровне он начинает проявлять инициативу в интерактивном общении, испытывает первые успехи или делает первые выводы в достижении цели, проявляет интерес к другим детям и качает головой, говоря «нет».


  • Этап 9–12 месяцев: Примерно в возрасте 9 месяцев ребенок становится все более самостоятельным в своих горизонтальных и вертикальных движениях, исследуя окружающий мир с растущим любопытством и уверенностью. Приобретение вертикального положения и первые шаги представляют собой важную веху, которая достигается посредством упражнений и исследования. На эмоциональном уровне эта фаза знаменует собой способность ребенка все более тонко модулировать выражение своих эмоций. Проявляет привязанность и участвует в простых интерактивных играх со взрослыми и сверстниками, машет рукой и подражает движениям других (например, хлопает в ладоши).

Как поддержать новорожденного в процессе психомоторного развития?

Чтобы поддержать новорожденного в период психомоторного развития, крайне важно обеспечить ему безопасную и стимулирующую среду, а также целенаправленные упражнения и тщательный надзор.


На ранних этапах развития вашего ребенка вы можете помочь ему укрепить мышцы, необходимые для поддержания положения сидя, поощряя его играть в положении лежа на животе, используя для этого детский игровой коврик, чтобы развивать верхнюю часть туловища.


Использование интерактивных игрушек не менее важно для стимуляции интереса младенца и поощрения активного участия во время игровых сеансов. Мягкие, красочные, тактильные игрушки могут привлечь внимание вашего ребенка и побудить его тянуться, хватать и манипулировать окружающими его предметами, стимулируя тактильные ощущения.


Во время первых попыток самостоятельного сидения крайне важно обеспечить новорожденному защищенную среду. Рекомендуется положить вокруг новорожденного мягкие подушки или коврики и всегда находиться рядом во время игр.


По мере роста ребенка важно предлагать ему игры и стимулы, соответствующие этапу его развития. В возрасте от 6 до 9 месяцев могут быть полезны многофункциональные игры, стимулирующие стремление к познанию, а также взаимосвязанные или составные игры, которые развивают не только координацию рук и глаз, но и мелкую моторику.


Примерно в возрасте 9 месяцев, когда ребенок постепенно начинает лучше осознавать свои эмоции, ему могут быть полезны развивающие игры, которые помогают ему узнавать и распознавать эмоции, например, Говорящий Мишка Teddy Emotion 


Самостоятельная ходьба представляет собой один из основных этапов психомоторного развития новорожденного, способствующий как его психологическому, так и двигательному росту. Как только ваш новорожденный ребенок начнет делать первые шаги, крайне важно уделить особое внимание двум основополагающим элементам: игрушкам и обуви.


Игрушки-каталки — один из любимых товаров педиатров и родителей на этапе первых шагов ребенка. Это отличный способ помочь ребенку улучшить контроль над своим телом, поощряя его к исследованию с помощью безопасной и стабильной поддержки. Кроме того, они идеально подходят для того, чтобы помочь ребенку естественным и спонтанным образом улучшить чувство равновесия и психомоторное развитие.


В то же время, крайне важно выбрать правильную обувь для первых шагов: она должна быть гибкой в ​​нужных местах, мягкой и иметь стельку, которая может давать правильные стимулы стопе, чтобы правильно сопровождать ребенка при переходе от фазы ползания к положению стоя.