В первые месяцы жизни любое открытие, которое ребенок делает ежедневно, является ключевым элементом его развития.
Спустя два месяца после рождения ребенок в состоянии уверенно и прямо держать головку и может более свободно наблюдать за окружающей его обстановкой. Родители могут чередовать моменты, когда они держат ребенка на руках для того, чтобы он изучал домашнюю обстановку, с моментами, когда ребенок находится рядом с родителями на детском кресле-качалке и наблюдает за действиями мамы, а также другими моментами, во время которых можно дать ребенку возможность ходить, трогать предметы, хватать подушку или развивающий коврик.
Эти умения очень важны для развития ребенка. Сначала родители наблюдают за тем, как малыш изучает яркие игрушки над тренировочным ковриком, обращая на них все больше и больше внимания, как он старается толкнуть их, а затем – как ему удается схватить их своими ручками: наконец малыш в состоянии координировать зрительное восприятие и свои движения, он научился управлять своими ручками, чтобы трогать предмет, на который он смотрит.
Будучи предоставлен самому себе, ребенок может попытаться толкать игрушки ножками, экспериментируя со своей моторной координацией и давая волю всем своим потребностям в движении и новых знаниях.
Кроме того, если предмет реагирует на касание ребенка звуком или светом или если он сделан из материала, создающего у ребенка непривычное ощущение, это будет фундаментальным открытием для малыша. И действительно: сначала родители будут наблюдать за тем, как ребенок беспорядочно толкает предметы, затем – как он, удовлетворенный полученным эффектом, будет целенаправленно повторять это движение снова и снова, все более точно, и опять будет радоваться этому звуку или световому сигналу. К нему придет понимание того, что каждое действие вызывает соответствующую реакцию, у каждой причины есть свое следствие.
Родителям следует обеспечить ребенка надлежащими стимулами, игрушками, подходящими для его уровня развития. Необходимо всегда помнить о том, что на самом деле игра – это не только развлечение, а «работа» для ребенка, и что любой опыт, получаемый в процессе игры, способствует его развитию.