Игры и психомоторные упражнения для каждого этапа
Лучшие упражнения для развития через игру
Движение полезно для вас в любом возрасте. Младенцы и дети учатся через игру, развивая не только двигательные, но и социально-эмоциональные и когнитивные навыки. Более того, регулярное участие в двигательных упражнениях способствует укреплению сердечно-сосудистой системы, развитию здоровых костей, улучшению качества сна, поддержанию веса и, в целом, хорошему самочувствию и развитию. Именно поэтому мы говорим о психомоторике - активности, которую следует поощрять с самого рождения для здорового развития детей. В этой статье мы рассмотрим лучшие упражнения на психомоторику для разных этапов детства, в том числе для детей дошкольного возраста, и дадим практическое руководство по комплексной и целенаправленной поддержке и стимулированию их развития.
Психомоторное развитие и его значение на каждом этапе детства
Психомоторное развитие - это процесс, в ходе которого дети приобретают двигательные и когнитивные навыки благодаря взаимодействию с окружающей средой. Этот процесс является основополагающим для общего благополучия, затрагивая тело и разум, и уникален для каждого ребенка.
Именно потому, что каждый путь уникален и неповторим, сегодня предпочитают говорить о «стадиях психомоторного развития» вместо «этапов», чтобы отразить более гибкий взгляд на сроки созревания и способ приобретения навыков, признавая уникальность каждого человека.
Давайте посмотрим, какие упражнения и игры можно проводить на разных этапах, чтобы поддержать и стимулировать психомоторное развитие.
Лучшие психомоторные упражнения и игры для малышей (0-12 месяцев)
Физическая активность и игры имеют решающее значение для развития новорожденного ребенка, и заниматься ими нужно ежедневно. В первый год жизни младенцы учатся поднимать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, стоять и, в конце концов, ходить. Для развития всех этих навыков существуют упражнения и занятия, которые всегда нужно выполнять, следуя рекомендациям педиатра. Наиболее известными и рекомендуемыми являются:
- Упражнения для новорождённых на животе: Под этим понятием подразумевается время, которое младенец проводит на животе во время бодрствования. Это психомоторное упражнение имеет огромное значение, поскольку помогает развивать мышцы шеи, головы и верхней части туловища, а также стимулирует и тренирует зрение, подготавливая ребенка к сидению, ползанию и стоянию, когда он подрастет. Эта поза также важна для ребенка, поскольку помогает ему наблюдать за окружающей обстановкой с другой точки зрения, что стимулирует не только зрение, но и когнитивное развитие. Игровые коврики и детские тренажеры с подвесными игрушками особенно полезны в это время, чтобы стимулировать и развлекать ребенка. Важно, чтобы во время кормления ребенок находился рядом со взрослым и никогда не оставался один.
- Растяжка и движения рук: Движения рук и растяжка помогают вашему ребенку развивать координацию и мышечную силу. Некоторые простые и полезные упражнения включают в себя осторожное круговое движение рук ребенка или вытягивание их вверх и вниз, что улучшает гибкость и силу. Погремушки, игровые комплексы, мобили для кроватки и подвесные игрушки могут быть полезны, поскольку они побуждают новорожденного тянуться и хватать предметы, тем самым тренируя мышцы рук и кистей, которые необходимы для обучения движению в последующие месяцы и расширения знаний об окружающем мире.
- Зрительный контакт: в первые месяцы жизни одной из первых психомоторных игр, в которую можно играть дома, является установление зрительного и слухового контакта, а также поощрение новорожденного следить за глазами и движениями матери или отца, чтобы развивать мышцы шеи и контроль головы, необходимые для восприятия и ориентации в пространстве.
- Разнообразие предметов: важно предлагать предметы и игры, которые могут давать ребенку различные стимулы и виды деятельности, например, варьируя материалы (дерево, пластик, картон, ткань и т. д.), тип поверхности (шероховатая, гладкая, мягкая, холодная и т. д.), чтобы ребенок испытывал различные тактильные ощущения, а также звуки и веса. Даже игры с яркими звуками и цветами отлично стимулируют чувства новорожденного, привлекают его внимание и побуждают его не только использовать верхние конечности, но и следить за предметами взглядом. Также можно использовать игры, направленные на развитие внимания, с музыкальными и световыми стимулами, чтобы помочь ребенку развить способность концентрироваться и сосредотачиваться на игровой деятельности.
Занятия, игры и упражнения для маленьких детей (1-3 года)
В первые три года жизни мальчики и девочки развиваются удивительным образом, постоянно приобретая новые и захватывающие навыки. Чтобы максимально способствовать их развитию, важно предлагать им подходящие занятия, игры и психомоторные упражнения. Например:
- Упражнения на равновесие и координацию: Вы можете начать с простых упражнений, таких как подъем и спуск по лестнице, держась за руки или перила на ранних этапах, чтобы улучшить координацию и равновесие. Вы можете создать небольшие дорожки дома, используя имеющиеся у вас предметы или использовать специально разработанные наборы. Существуют также игры, направленные на развитие равновесия, например, катания на лошадях.
- Манипулятивные игры: использование мелков или решение простых головоломок, игры на складывание и соединение деталей — все это идеальные занятия, которые помогут детям манипулировать мелкими предметами, стимулируя творческие способности, улучшая мелкую моторику (т. е. способность координировать работу мелких мышц рук, запястий и пальцев) и зрительно-моторную координацию.
- Имитационные упражнения и ролевые игры: имитация повседневных ситуаций, таких как приготовление пищи или уход за куклой, а также простая имитация движений, например, пение с хлопком в ладоши или танцы с мамой или папой, идеально подходят для развития социальных и когнитивных навыков вашего ребенка.
Важно постоянно контролировать ребенка во время этих занятий, быть всегда готовым помочь ему, но не заменять его, в случае необходимости или наилучшим образом справляться с падениями и непредвиденными ситуациями, пока ребенок исследует окружающий мир.
Лучшие психомоторные занятия и игры для детей дошкольного возраста (3-5 лет)
Дети дошкольного возраста, от трех до пяти лет, переживают важнейший этап своего развития, на котором они приобретают социальные, когнитивные и эмоциональные навыки. Вовлечение их в игры и упражнения, направленные на развитие психомоторики, может помочь стимулировать их обучение и рост. Вот несколько идей занятий, способствующих развитию детей этой возрастной группы:
Игры с движением: создание полос препятствий с подушками, небольшими препятствиями и туннелями, где дети могут бегать, прыгать и лазать (безопасно), помогает развивать двигательную координацию и равновесие, так же как упражнения на психомоторику и игры с мячами улучшают зрительно-моторную координацию и физическую силу. Танцы также могут стать веселым способом развития чувства ритма, координации и самовыражения.
Занятия для мелкой моторики: создание коллажей, работа с различными материалами, вырезание или выпирание, а также рисование и знакомство с буквами и цифрами, их запись - все это идеальные занятия для развития мелкой моторики, творческих способностей и зрительно-моторной координации. С другой стороны, головоломки также отлично подходят для развития навыков решения проблем. Точные и манипулятивные игры можно создать из простых материалов, которые есть у вас дома, например, из соленого теста, грубой пасты или пуговиц для нанизывания ожерелья. Главное, чтобы это были безопасные материалы и чтобы ребенок никогда не оставался один во время таких занятий.
Командные и совместные игры: следовать правилам, делиться и работать в группах - очень важные виды деятельности для каждого человека, и стоит начать развивать их еще до начала занятий в школе.
Ролевые игры: поощрение детей к ролевым играм способствует дальнейшему развитию социальных и эмоциональных навыков, а также творческих способностей. Придумывание символических, повторяющихся игр, перерастающих в более сложные игровые сценарии, также может помочь им в их когнитивном и социальном развитии. Поощряя ребенка интерпретировать прочитанные ему истории, придумывая альтернативные и фантазийные сценарии, вы способствуете развитию словарного запаса, понимания и навыков рассказывания.
Эти упражнения, адаптированные к новым потребностям, подходят и для более старших мальчиков и девочек, однако следует помнить, что с 6 лет все меняется. С этого возраста начинается организация телесных восприятий, переходя от внешнего восприятия (взгляд, прикосновение, ощущение) к процессу интериоризации. У детей развивается более глубокое осознание отдельных частей тела и «я», они воспринимают тело как симметричную единицу и осознают преобладание рук, ног, глаз и ушей.
Дом для развития
Все описанные выше действия должны происходить под тщательным присмотром взрослых и в пространстве, подходящем для безопасного роста и исследования. Одним словом, в защищенном от детей доме! Создать безопасное пространство, в котором можно расти и исследовать, можно, следуя нескольким советам:
- Игрушки должны соответствовать возрасту мальчика или девочки, стимулировать чувства с помощью текстур, цветов, звуков и других деталей, а также быть разложены в доступные контейнеры. Многие эксперты рекомендуют игрушки, созданные по методу Монтессори. Благодаря самокорректирующемуся подходу они идеально подходят для самостоятельного развития логического мышления, ориентации, творческих способностей и языковых навыков.
- Пространство должно быть безопасным, но в то же время удобным для исследования: пол должен подходить для игр и первых попыток самостоятельного передвижения, а также стимулировать с сенсорной точки зрения; должны быть безопасные места, где можно ползать или карабкаться, например, с помощью подушек и других предметов. Остерегайтесь краев и электрических розеток, а также кабелей и других потенциально опасных предметов.
- Игра важна, но также важны отдых и спокойствие. Поэтому у каждого мальчика или девочки должен быть доступ к местам, где они могут отдохнуть от волнений и групповых занятий. Взросление связано с риском, поэтому пространство должно быть спроектировано таким образом, чтобы игры, упражнения и психотренинги проходили всегда под присмотром ответственных взрослых!
Педиатр или психомоторный терапевт могут оценить психомоторное развитие ребенка с помощью специальных инструментов и предоставить родителям практические инструменты, ключи и поддержку для наблюдения, стимулирования и понимания поведения их сына или дочери.
Помимо создания безопасной и стимулирующей среды, важно помнить, что каждый ребенок уникален, со своим временем и динамикой. Будьте терпеливы и позвольте вашему сыну/дочери исследовать и учиться в своем собственном темпе!
Продукты, которые могут вас заинтересовать